Федеральное государственное бюджетное учреждение
Российский центр судебно-медицинской экспертизы
Минздрава России

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ В ОРДИНАТУРЕ 
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
«РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» МИНЗДРАВА РОССИИ

I. Общие положения

1.1. Обучение по Программе ординатуры в федеральном государственном бюджетном учреждении ″Российский центр судебно-медицинской экспертизы″ Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – РЦСМЭ) осуществляется в соответствии с учебным планом программы подготовки кадров высшей квалификации, разработанного в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2014 г. N 1052 ″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (уровень подготовки кадров высшей квалификации)″ (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014 г. N 34460), представляющего собой совокупность требований, обязательных при ее реализации.

1.2. К освоению программ ординатуры допускаются лица, получившие высшее медицинское образование, с учетом квалификационных требований к медицинским работникам, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

1.3. Обучение по Программам ординатуры в РЦСМЭ осуществляется в очной форме.

1.4. Объем Программы составляет 120 зачетных единиц (з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации Программы с использованием сетевой формы и по индивидуальному учебному плану, в том числе по ускоренному обучению.

1.5. Срок получения образования в очной форме ординатуры, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года.

Начало подготовки 1 сентября, окончание – 31 августа.


II. Ординатура

2.1. Цель ординатуры – подготовка квалифицированного врача - судебно-медицинского эксперта, способного и готового к осуществлению самостоятельной профессиональной экспертной деятельности в структуре государственных судебно-медицинских экспертных учреждений (ГСМЭУ) Российской Федерации, а также в области охраны здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной помощи в соответствии с требованиями и стандартами в сфере здравоохранения на основе сформулированных универсальных и профессиональных компетенций.

2.2. Задачи: обеспечение теоретической и практической подготовки врача - судебно-медицинского эксперта:

в профилактической деятельности:

   − предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;

   − проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;

   − проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

в диагностической деятельности:

  − проведение судебно-медицинской экспертизы;

в психолого-педагогической деятельности:

  − формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

в организационно-управленческой деятельности:

  − применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;

  − организация и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;

  − организация проведения медицинской экспертизы;

  − организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;

  − ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации и ее структурных подразделениях;

  − создание в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;

  − соблюдение основных требований информационной безопасности.


III. Прием и обучение в ординатуре

3.1. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, ежегодно утверждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации, и по договорам об оказании платных образовательных услуг, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

3.2. Все поступающие в ординатуру пользуются равными правами, независимо от социального происхождения и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства.

3.3. Заявление о приеме в ординатуру подается на имя директора РЦСМЭ с приложением:

  • копии документа, удостоверяющего личность поступающего.

  • оригинала документа о высшем медицинском образовании по программам специалитета и приложения к нему (поступающий может при подаче заявления о приеме, за исключением мест по целевой квоте, представить копию указанного документа, при этом в заявлении о приеме указывается обязательство представить данный документ не позднее дня завершения приема оригинала диплома).

  • свидетельства об аккредитации специалиста (или выписку из итогового протокола заседания аккредитационной комиссии о признании поступающего прошедшим аккредитацию специалиста).

  • документов, подтверждающих индивидуальные достижения поступающего, предусмотренные Правилами приема на обучение по программам ординатуры.

  • копии военного билета (при наличии).

  • личного листка по учету кадров с фотокарточкой, заверенного отделом кадров с последнего места работы или учебы (не работающие граждане заполняют личный листок по учету кадров по месту подачи документов).

  • фотографии (4х6) - 4 шт.

  • сведения о страховом свидетельстве пенсионного страхования (СНИЛС).

  • медицинской справки ф. 086У (с данными прививочной карты).

  • автобиографии;

  • направления – рекомендации с последнего места работы (учебы), характеризующей уровень профессиональной подготовки, деловые и организаторские качества кандидата;

  • паспорт, военный билет и трудовая книжка предъявляются поступающим в ординатуру лично.

Образец заявления о приеме в ординатуру

3.4. Врачам, обучающимся в ординатуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплачивается стипендия в размере, установленном соответствующими нормативными документами. Лицам, обучающимся в ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности.

3.5. Право на зачисление в ординатуру имеют лица, прошедшие по конкурсу на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и по договорам об оказании платных образовательных услуг.

3.6. Иностранные граждане имеют право на получение высшего образования по программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее - квота на образование иностранных граждан), а также за счет средств физических или юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

3.7. Стоимость обучения в ординатуре на платной основе определяется в соответствии с прейскурантом, утвержденным директором РЦСМЭ, и в последующий период сумма оплаты может быть изменена на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда».

3.8. Срок обучения в ординатуре продлевается приказом директора РЦСМЭ на время отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в соответствии с действующим законодательством, а также на период болезни ординатора продолжительностью свыше месяца, но не более чем на время болезни, при наличии соответствующих заключений медицинских учреждений. Ординаторы, не приступившие к занятиям в течение 1 месяца или пропустившие занятия свыше 1 месяца без уважительной причины, а также не выполнившие индивидуальные планы подготовки в установленные сроки, подлежат отчислению из ординатуры приказом директора Центра по представлению заведующего отделом. Врачи, отчисленные из ординатуры, восстанавливаются на оставшийся срок обучения приказом директора РЦСМЭ. Решение о восстановлении принимаются комиссионно в каждом конкретном случае.

3.9. Перевод ординаторов из одного учебного или научного медицинского учреждения в другое осуществляется руководителями этих учреждений.

3.10. В результате освоения программ ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции. В случае успешного выполнения индивидуального плана и при соответствующем уровне профессиональной подготовки возможно досрочное окончание обучения, при этом время подготовки в ординатуре должно быть не менее 75 процентов от планового.


IV. Формы подготовки и контроля за работой ординаторов. Права и обязанности ординаторов.

4.1. Подготовка ординаторов осуществляется по индивидуальному плану подготовки ординатора, утвержденному Ученым советом РЦСМЭ.

Подготовка ординаторов осуществляется по плану, разработанному на основе настоящей Программы, на базе РЦСМЭ под руководством директора и в государственных судебно-экспертных учреждениях г. Москвы.

План ординатора предусматривает теоретическую и практическую подготовку, сдачу практических навыков, аттестацию исходного (при поступлении), промежуточного (в конце 1 года обучения) и итогового (в конце 2 года обучения) уровней знаний.

4.2. Выполнение учебного и учебно-тематического плана по специальности 31.08.10 ― Судебно-медицинская экспертиза, а также плана подготовки ординатора является обязательным. Ординатор отчитывается о ходе выполнения плана подготовки на заседаниях Ученого совета РЦСМЭ.

4.3. Обучающийся закрепляется за ответственным за профессиональную подготовку отдела последипломного образования и за куратором из числа научных работников РЦСМЭ.

4.4. Индивидуальным планом предусматривается сдача зачетов по разделам судебной медицины и смежным дисциплинам, периодические отчеты на конференциях отделов РЦСМЭ не менее 1 раза в месяц. В конце каждого года обучения – аттестация по всем модулям подготовки.

4.5. РЦСМЭ вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы ординатуры, за исключением практической подготовки обучающихся, осуществляемой в соответствии с Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 620н (зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2013 г., рег. N 30304).

4.6. Выпускникам Программы ординатуры после успешной сдачи государственной итоговой аттестации присваивается квалификация ″Врач – судебно-медицинский эксперт″, выдается ″Диплом об окончании ординатуры″ с приложением и сертификат по специальности ″Судебно-медицинская экспертиза″ государственного образца.


V. Подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

5.1. Срок получения образования по программам ординатуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть продлен на срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем Программы ординатуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.

5.2. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.


VI. Материально-техническое и методическое обеспечение.

6.1. Вход в здание РЦСМЭ оборудован пандусом. В здании коридоры оборудованы поручнями, цифры на кнопках вызывных устройств выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в том числе и кнопка аварийного вызова, имеется голосовое оповещение на этажах РЦСМЭ о прибытии и о его состоянии. Туалетные комнаты приспособлены для лиц с ограниченными возможностями здоровья. На всех зданиях РЦСМЭ организовано дублирование необходимой звуковой информации зрительной информацией о пожаре для инвалидов по слуху.

6.2. РЦСМЭ для реализации теоретического блока подготовки обучающихся, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья, использует конференц-зал и специально оборудованные учебные классы.

6.3. Отработка практических навыков (профессиональных компетенций) осуществляется на базе отделов РЦСМЭ: судебно-медицинских экспертиз, организационно-методического, медицинской криминалистики и идентификации личности; лабораторных, морфологических и специальных исследований; молекулярно-генетических экспертиз (исследований), специальных лабораторных исследований, медико-криминалистической идентификации, судебно-баллистической лаборатории (с рентгеновским кабинетом и тиром), а также в рамках Договора о научном и образовательном сотрудничестве с ГБУЗ г. Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы» в танатологических отделениях и отделениях экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.

6.4. Каждый обучающийся в РЦСМЭ имеет индивидуальное рабочее место с персональным компьютером и доступом в сеть Интернет.

6.5. Методическое обеспечение образовательного процесса реализуется путем использования библиотечного фонда (более 2 000 источников специальной, общеклинической медицинской и немедицинской литературы), учебно-методических пособий и руководств, разработанных ведущими экспертами-педагогами медицинских вузов, а также главным внештатным специалистом по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с сотрудниками РЦСМЭ.