Федеральное государственное бюджетное учреждение
Российский центр судебно-медицинской экспертизы
Минздрава России

Все новости

11.04.2017

В Российском центре судебно-медицинской экспертизы прошло служебное совещание «Актуальные проблемы проведения судебно-медицинских экспертиз по "врачебным делам": проблемы и пути их решения»

11 апреля 2017 года в головном государственном судебно-медицинском экспертном и научном учреждении страны – федеральном государственном бюджетном учреждении «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - РЦСМЭ) прошло очередное служебное совещание на тему: «Актуальные проблемы проведения судебно-медицинских экспертиз по "врачебным делам": проблемы и пути их решения». 

Совещание провел директор РЦСМЭ, главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук А.В. Ковалев. В своем выступлении он отметил, что вопросы доступности и качества оказания медицинской помощи населению являются важнейшей социально значимой задачей как для Министерства здравоохранения Российской Федерации, так для всех государственных структур страны в целом. В этой связи, качественное, независимое и объективное, в соответствии с общепринятым и рекомендуемым Министерством здравоохранения Российской Федерации порядком, выполнение судебно-медицинских экспертиз установления причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи во всех без исключения государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях страны (далее - ГСМЭУ) является служебной обязанностью, как их руководителей, так и судебно-медицинских экспертов. 

Анализ проведенных в РЦСМЭ в 2016 году 249 повторных и дополнительных судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных дел и доследственных проверок, назначенных в связи с наличием противоречий, недостаточной обоснованностью и неполнотой ранее проведенных экспертных исследований судебно-медицинскими экспертами региональных ГСМЭУ, показал, что большая их часть обусловлена невыполнением в полном объеме Методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи» (2015), направленных руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и в Следственный комитет Российской Федерации письмами Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна № 14-1/10/2-6632 от 05.11.2015 и № 14-1/10/2-6934 от 17.11.2015, соответственно.

Позиция Министерства здравоохранения Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в части неукоснительного исполнения порядка проведения и назначения такого вида экспертиз является единой. 

При оценке степени тяжести вреда здоровью, причиненного человеку при неоказании или ненадлежащем оказании ему медицинской помощи, при проведении такого вида экспертиз экспертная комиссия в обязательном порядке решает следующие основные вопросы:
1) сущность наступившего исхода (устанавливает «окончательный диагноз»);
2) сущность недостатка (комплекса недостатков) оказания медицинской помощи;
3) наличие или отсутствие причинной (прямой) связи недостатка оказания медицинской помощи с наступившим неблагоприятным исходом (по отношению к каждому выявленному недостатку оказания медицинской помощи);
4) степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека действием (бездействием) медицинского работника, в случаях наступления неблагоприятного исхода. 

Наличие или отсутствие причинной (прямой) связи, а также непрямой (косвенной, опосредованной) причинной связи между действием (бездействием) медицинского работника и наступлением у пациента неблагоприятного исхода устанавливается экспертной комиссией в соответствии с общепринятыми в медицине представлениями об этиологии, патогенезе, клинической картине и лечении в отношении конкретной нозологической единицы заболевания, травмы, состояния у данного конкретного пациента.

В первом номере «Вестника Академии Следственного комитета Российской Федерации» за 2017 год Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин в своей передовой статье «Противодействие преступлениям, совершаемым медицинскими работниками: проблемы и пути их решения» отметил следующие важные для расследования такого вида преступлений обстоятельства. В частности, он отметил, что директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации О.И. Гусева на заседании Коллегии Следственного комитета Российской Федерации в 2015 году очень интересно отметила особенность проблем следствия по длительному производству экспертиз.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин в своей статье обозначил эти проблемы и указал на пути их решения: «Оказывается, по большинству экспертиз эксперты вынуждены запрашивать необходимую информацию у следователей, и по 30% запросов следователи эту дополнительную информацию им не предоставляют.

Второй особенностью проблемы она (прим. - директор Департамента Минздрава России О.И. Гусева) назвала то, что следователи ставят перед экспертом вопросы теоретического характера (Возможно ли? Что было бы, если бы?). Такие вопросы перед экспертом ставить нельзя, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
При назначении судебных экспертиз по уголовным делам в отношении медицинских сотрудников в обязательном порядке перед экспертом необходимо ставить четыре предельно конкретных вопроса:

  1. суть наступившего исхода;
  2. суть недостатка оказания медицинской помощи;
  3. наличие причинно-следственной связи;
  4. степень причинения вреда здоровью.
И тогда нам эксперты дадут необходимое заключение, которое будет признано доказательством в суде и послужит основанием для вынесения справедливого приговора».

Повсеместное исполнение всеми без исключения руководителями и судебно-медицинскими экспертами ГСМЭУ требований статьи 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ («Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов») является ключевым моментом в соблюдении основных принципов российского судопроизводства.

Директор,
главный внештатный специалист
по судебно-медицинской экспертизе Минздрава России

доктор медицинских наук А.В. Ковалев


Возврат к списку